Работа с ОВЗ

Организация обучения и воспитания детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (ОВЗ) в детском саду № 37

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике. Цель инклюзивного образования заключается в достижении всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится и к детям с особенностями в развитии. Совместное обучение детей с различными психофизиологическими возможностями — это  попытка придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья.

В нашем детском саду совместно обучаются  дети с ОВЗ — 83 ребенка и дети, не имеющие особых образовательных потребностей — 270 ребенка.

Дети-инвалиды в МБДОУ детском саду № 37 отсутсвуют.

Для них созданы группы различной направленности: общеразвивающие,  компенсирующие группы для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи,  группа кратковременного пребывания.

Фото групп

Нормативно-правовой основой инклюзивного  образования  являются следующие документы:

— Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года,

— Федеральная целевая  программа развития образования на 2016-2020 годы (с изменениями на 14 сентября 2016 года),

— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ,

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,

— письмо Министерства образования и науки РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 года «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

 В нашем детском саду сложилась многолетняя практика работы в данном направлении.

Диаграмма «Характеристика здоровья воспитанников»


bezymyannyj

В соответствии с «Комплексным планом формирования и реализации современной модели образования – 2020»  «доля неспециализированных образовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья,  должна составить 70%  к 2016 г., а  доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в неспециализированных учреждениях,  – 70%  к 2020 г.»

Такая постановка задачи  влечет  за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы.

 Инклюзивное образование – признанный на международном уровне инструмент реализации права каждого человека на образование, зафиксированного во Всеобщей декларации прав человек в 1948 году, Всемирной декларации об образовании для всех, принятой в Джонтьене в 1990 году. А также в Дакарских рамках действий, принятых Всемирным форумом по образованию в 2000 году, в Конвенции ООН о правах инвалидов в 2006 году, в Законе Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году и Конституции РФ.

Инклюзия – активное включение в образование детей с различными стартовыми возможностями, независимо от интеллектуального уровня и физического состояния, социальной, национальной и религиозной принадлежности.  Отличительная черта инклюзивной формы образования и воспитания – учет индивидуальных образовательных потребностей всех детей, не подразделяя их на обычно развивающихся и «особых».

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его  вне специальных условий обучения и воспитания.

Это дети-инвалиды  либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Направления инклюзии:  коррекция речевого развития, психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями развития опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой  психического развития, с комплексными нарушениями развития.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик:

от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности,

до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы;

от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками,

до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

Существенную роль в изменении ситуации играет раннее (на первых годах жизни) выявление и  ранняя комплексная помощь детям, внедрение в практику научно обоснованных и экспериментально проверенных форм организации совместного обучения здоровых дошкольников с детьми с ОВЗ, принципиально новых подходов и технологий их воспитания и обучения.

Всеми вышеперечисленными средствами владеют педагоги нашего детского сада.

В этих условиях наше учреждение адаптивно к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ОВЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Закона под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

  • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
  • специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
  • специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
  • обеспечение доступа в здания Организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение Программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

 

С программно-методическим обеспечением реализации Основной образовательной любой желающий  может  познакомиться, пройдя по ссылке

Программа детского сада.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 181-ФЗ) специальные условия должны быть внесены в индивидуальную программу реабилитации инвалида (далее — ИПР). ИПР является обязательной для исполнения всеми без исключения органами и организациями. Порядок разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 г. № 379н.

Объем и содержание услуг ассистента (помощника), определяются Индивидуальной программой реабилитации инвалида (перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов и уровнем притязаний (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 1996 г. № 14).

В детском саду при необходимости возможно создание  условий, в том числе предоставляются услуги ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.

В соответствии с частью 1 статьи 79 Закона: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ в Организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Индивидуальную программу реабилитации разрабатывает Бюро медико-социальной экспертизы (в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 181-ФЗ). Условия должны быть созданы в соответствии с Рекомендациями ПМПК (приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

Ожидаемые результаты в нашей работе:

  • выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;
  • реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;
  • получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;
  • реализация себя в обществе;
  • повышение качества жизни;
  • улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:

  • индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ — по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
  • социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его ;
  • психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
  • психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
  • индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
  • портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;
  • повышение квалификации педагогов детского сада в области инклюзивного образования;
  • рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
  • адаптивная образовательная среда – доступность помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
  • адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
  • адаптивная образовательная среда – создание помещений (зон) для отдыха, восстановления работоспособности;
  • ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

 

Ресурсное обеспечение (условия) получения образования детьми с ОВЗ

Нормативно-правовое обеспечение процесса выбора семьей ребенка с ОВЗ варианта образования, его реализации и при необходимости перехода на другой вариант. Разработка нормативно-правового механизма  адекватного и ответственного выбора для ребенка с ОВЗ,  включая разработку типового контракта, фиксирующего согласованный выбор и разделение ответственности всех участников образовательного процесса, включая родителей.

Положение о группе компенсирующей направленности;

Положение о ПМПк (консилиуме) детского сада;

Договор с родителями (законными представителями) о работе по реализации индивидуальной программы сопровождения; Таня, вписать основной договор и допсоглашение

Положение об адаптированной образовательной программе в МБДОУ детском саду № 37;

Кадровое обеспечение – характеристика педагогического коллектива, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в детском саду:

педагоги-психологи Яненко  Наталья Николаевна, Нистратова Наталья Александровна,

учителя-логопеды Бабась Лариса Владимировна, Галушина Оксана Викторовна, Долина Александра Александровна.

музыкальный руководитель Яненко Ирина Степановна, Ненартович Любовь Егоровна

инструктор по физической культуре Ткачук Елена Викторовна.

Таким образом, инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения. В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус, скоординированная деятельность всех участников образовательного процесса; обеспечивается информационно методическое сопровождение семей детей с ОВЗ. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива.

Педагоги и родители детей с ОВЗ имеют возможность подробнее изучать проблему инклюзивного образования в  следующей литературе и интернет- ресурсах:

  1. Алфёрова Г.В. [Текст]/Новые подходы к коррекционно- развивающей работе с детьми с ОВЗ.// Дефектология.-2001.-№3
  2. БорисоваН.В, Прушинский С.А.[Текст]/ Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М.,2009.
  3. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н [Текст]/Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  4. Семаго Н.Я [Текст] /Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов. М.:ТЦ Сфера, 2012.
  5. Инклюзивное образование в дошкольных учреждениях Петербургаglavsprav.ru/spb/kid/journal
  6. «Инклюзивное образование в ДОУ»dohcolonoc.ru/cons
  7. Организация инклюзивного образования в ДОУgcro.ru/pedmar-sobyt/209-doshk
  8. Инклюзивное образование в ДОУ в соответствии с ФГОСacademy-prof.ru
  9. Дети с ОВЗ в ДОУresobr.ru/deti-s-ovz-v-dou
  10. Работа ДОУ с детьми ОВЗ в соотвествии с ФГОСprodlenka.org/

 

Материально-техническое обеспечение – общие характеристики

Педагогика Монтессори

В 2017 году полностью оборудована группа для использования педагогики Монтессори. Закуплены специализированные образовательные материалы, разработанные Марией Монтессори. Образовательная среда позволяет воспитанникам свободное передвижение по группе и самостоятельный выбор материалов для занятия.

 

Работа педагогов — психологов

Помощники в работе педагогов — психологов

  1. Игровой комплекс «ПЕРТРА»

В коррекционной работе игровое пособие позволяет решать  задачи:

  • развитие восприятия, положения в пространстве и взаимосвязи пространственных объектов;
  • формирование сенсорных эталонов: цвет, форма, величина;
  • формирование мыслительных операций сравнение, анализ, синтез и классификация;
  • развитие графомоторики: грубой и тонкой координации движений и выработки автоматических навыков письма;
  • развитие мелкой моторики рук, освоение всех видов хватательных движений.

1

2. Игровое пособие «Сенсино»

Игровое пособие используется в коррекционной работе по   развитию:

  • тактильной памяти и тактильной чувствительности;
  • навыков различения геометрических форм;
  • устной речи и навыка звукового анализа;
  • навыков устного счета;
  • коммуникативных навыков.
7

 


Артикуляционная (речевая) 
гимнастика для детей 2-3 лет

Работа учителей — логопедов

Упражнения для развития мышц губ:

  1. «Улыбнись маме»
    — Попросите малыша улыбнуться вам (или папе, бабушке).
    — Сами покажите, как нужно улыбаться.
    — Пусть ребенок удерживает улыбку как можно дольше.
    — В будущем можете поиграть так: малыш улыбается, а вы нажимаете на его щечки большим и указательным пальцами, пытаясь сделать «трубочку». Но малыш должен «сопротивляться» и продолжать удерживать улыбку. Обычно эта игра очень веселит ребят.
  2. «Поцелуй маму»
    — Попросите малыша поцеловать вас в щечку. Упражнение и приятное, и полезное!
    — После того как малыш научился вытягивать губки трубочкой и растягивать их в улыбке.

Упражнение для щёк «Воздушный шарик»:

— Попросите малыша надуть обе щеки: «Надувайся, пузырь, надувайся, большой!»
— Затем аккуратно нажмите ука¬зательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул пузырь!» Звук, который при этом получится, не оставит равнодушным никого!
— Теперь учимся надувать левую, затем правую щеку. Это непросто, поэтому скорых результатов не ждите.

Упражнения для языка:

  1. «Домик для язычка»
    — Попросите кроху широко открыть рот, показать пасть крокодила.
    — Теперь с открытом ртом пробуем высунуть язык.
    — Держим язык 2-3 секунды, не закрывая рот
    — Убираем язычок, рот закрываем.
    — Следует повторить упражнение 3-5 раз.
    2. «Накажем непослушный язычок»
    — Попросим малыша приоткрыть ротик.
    — Теперь высовываем язычок.
    — ….и покусаем его слегка зубками.
    3.«Игра с ложечкой» (на развитие чувствительности языка)
    Подготовьте: чайную ложку и два стакана с водой — теплой и холодной.
    — Попросите малыша закрыть глаза и высунуть язычок.
    — Опустите ложку в стакан с теплой водой, а затем при¬коснитесь ею к язычку малыша.
    — Спросите: «Какая была ложечка — теплая или холод¬ная?». Пусть ответит, как может. Если трудно, назовите нужное слово сами: «Теплая».
    — Потом охладите ложку в стакане с холодной водой и прикоснитесь ею к язычку: «А теперь какая ложечка?»

Упражнение «Часики»
— Покажите часы с маятником или подберите такую картинку.
— Откройте широко рот. Кончиком языка поочередно касайтесь то одного уголка губ, то другого. Нижняя челюсть двигаться не должна.

Упражнение «Горка»
— Покажите картинку со снежной крутой горой.
— Рот широко откройте, кончиком языка упритесь в десну за нижними зубами, язык выгните «горкой».
— Теперь пробует малыш. Держит язык в положении «горка» не более 5-7 секунд.
— Если язычок беспокойно вертится во рту, помогите ему: прижмите слегка черенком чайной ложки, погладьте. Затем поставьте черенок ложечки за нижние зубки: «Поймай ложечку. Догони ее язычком и не отпускай». Малыш должен упереться в ложечку язычком и держать это положение 5-7 секунд.
— Аккуратно уберите черенок ложки, а язычок при этом должен оставаться за зубами.

Упражнение «Лопатка»
— Покажите малышу картинку с лопатой.
— Покажите малышу, как нужно класть язычок на нижнюю губу «лопаточкой»: рот полуоткрыт в улыбке, широкий спокойный язык лежит на нижней губе.
— Теперь пробует малыш.
— Нужно держать язычок в таком положении 30 секунд. Следите, чтобы нижняя губа не поджималась.

Упражнение «Зайчик на ниточке»
Подготовьте: шарик диаметром 3-4 см или пластмассовую фигурку с дырочкой, например зайчика. Проденьте в дырочку нитку, завяжите.
— Держите нитку за конец так, чтобы зайчик внизу свободно висел.
— Малыш широко открывает рот и кончиком языка толкает зайчика так, чтобы тот «прыгал».
— Теперь наденьте нитку на обе руки так, чтобы зайчик висел на натянутой нитке и легко по ней скользил.
— Язычок малыша совершает движения влево-вправо, двигая зайчика от одной вашей руки к другой.

Упражнение «Снежинки»
Подготовьте; кусочки белой ваты.
— Положите на ладошку малышу кусочки белой ваты.
— Попросите ребенка легонько выдохнуть через рот — и вот ваши снежинки полетели!
— Сдувайте вату короткими сериями выдохов.
— Сдувайте вату с помощью разных звуков речи: например, со звуками П или Т. Даже от резкого произнесения звука К вата может слететь на пол.

uprazhnenie-zabej-myach-v-vorota-na-razvitie-dlitelnogo-vydoha

rasskazyvaem-stihi-rukami

uprazhnenie-vyuga-na-formirovanie-tselenapravlennoj-vozdushnoj-strui

Работа инструктора по физической культуре

Помощники в работе инструктора по физической культуре:

Коррекционно-профилактический  центр:

Балансировочная дорожка (от 3 лет) —  позволяет удерживать баланс, тренирует устойчивость положения ног,  всего тела, развивает координацию.

Массажные дорожки, тактильные коврики, морские камешки разного размера массаж ступней и ног , профилактика плоскостопия.

Мячи — массажеры разного размера и формы – массаж разных частей тела.

Резиновые кольца  — эспандеры – развитие мышц кистей рук и мелкой моторики.

Балансир «Змейка», «Квадрат»– коррекция  глаз.

Балансир «Удержи шарик» —  коррекция рук и глаз.

«Ходули на веревках» — координация движения, устойчивость положения ног, всего тела.

«Шагомобиль» — координация тела.

«Шагаем вместе» — согласование движения рук и ног.

risunok1

Тренажёрный центр:

«Беговая дорожка» — способствует улучшению работы сердечно — сосудистой и дыхательной систем, профилактике и коррекции осанки, укреплению мышц спины и брюшного пресса, развитию координации движения, гибкости и подвижности суставов;

«Водокачка» — способствует тренировке сердечно – сосудистой системы, мышц ног и таза, развитию выносливости;

Диск «Здоровье» — укрепляет мышцы туловища и ног, развивает координацию движений, тренирует вестибулярный аппарат;

«Гребной тренажер» — общее оздоровление организма, профилактика и коррекция осанки, укрепление мышц спины и брюшного пресса, развитие координации движений, гибкости и подвижности суставов;

«Велосипед» — развивает выносливость, укрепляет сердечно – сосудистую систему, тренирует мышцы ног и спины;

«Бегущий по волнам» — укрепляет мышцы ног, развивает чувство равновесия, улучшает сердечно – сосудистую и дыхательную системы, развивает гибкость и подвижность суставов.

Батуты – развивают координацию движений, укрепление суставов ног.

risunok2

 


×