Работа с ОВЗ

Организация обучения и воспитания детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (ОВЗ) в детском саду № 37

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике. Цель инклюзивного образования заключается в достижении всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится и к детям с особенностями в развитии. Совместное обучение детей с различными психофизиологическими возможностями — это  попытка придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья.

В нашем детском саду совместно обучаются дети-инвалиды — 3 ребенка, дети с ОВЗ — 92 ребенка и дети, не имеющие особых образовательных потребностей — 262 ребенка.

Для них созданы группы различной направленности: общеразвивающие,  компенсирующие группы для детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи,  группы кратковременного пребывания.

Фото групп

Нормативно-правовой основой инклюзивного  образования  являются следующие документы:

— Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года,

— Федеральная целевая  программа развития образования на 2016-2020 годы (с изменениями на 14 сентября 2016 года),

— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ,

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,

— письмо Министерства образования и науки РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 года «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

 В нашем детском саду сложилась многолетняя практика работы в данном направлении.

Диаграмма «Характеристика здоровья воспитанников»


bezymyannyj

В соответствии с «Комплексным планом формирования и реализации современной модели образования – 2020»  «доля неспециализированных образовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья,  должна составить 70%  к 2016 г., а  доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в неспециализированных учреждениях,  – 70%  к 2020 г.»

Такая постановка задачи  влечет  за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы.

 Инклюзивное образование – признанный на международном уровне инструмент реализации права каждого человека на образование, зафиксированного во Всеобщей декларации прав человек в 1948 году, Всемирной декларации об образовании для всех, принятой в Джонтьене в 1990 году. А также в Дакарских рамках действий, принятых Всемирным форумом по образованию в 2000 году, в Конвенции ООН о правах инвалидов в 2006 году, в Законе Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году и Конституции РФ.

Инклюзия – активное включение в образование детей с различными стартовыми возможностями, независимо от интеллектуального уровня и физического состояния, социальной, национальной и религиозной принадлежности.  Отличительная черта инклюзивной формы образования и воспитания – учет индивидуальных образовательных потребностей всех детей, не подразделяя их на обычно развивающихся и «особых».

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его  вне специальных условий обучения и воспитания.

Это дети-инвалиды  либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Направления инклюзии:  коррекция речевого развития, психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями развития опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой  психического развития, с комплексными нарушениями развития.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик:

от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности,

до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы;

от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками,

до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

Существенную роль в изменении ситуации играет раннее (на первых годах жизни) выявление и  ранняя комплексная помощь детям, внедрение в практику научно обоснованных и экспериментально проверенных форм организации совместного обучения здоровых дошкольников с детьми с ОВЗ, принципиально новых подходов и технологий их воспитания и обучения.

Всеми вышеперечисленными средствами владеют педагоги нашего детского сада.

В этих условиях наше учреждение адаптивно к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ОВЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Закона под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

  • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
  • специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
  • специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
  • обеспечение доступа в здания Организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение Программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

 

С программно-методическим обеспечением реализации Основной образовательной любой желающий  может  познакомиться, пройдя по ссылке

Программа детского сада.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 181-ФЗ) специальные условия должны быть внесены в индивидуальную программу реабилитации инвалида (далее — ИПР). ИПР является обязательной для исполнения всеми без исключения органами и организациями. Порядок разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 г. № 379н.

Объем и содержание услуг ассистента (помощника), определяются Индивидуальной программой реабилитации инвалида (перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов и уровнем притязаний (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 1996 г. № 14).

В детском саду при необходимости возможно создание  условий, в том числе предоставляются услуги ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.

В соответствии с частью 1 статьи 79 Закона: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ в Организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Индивидуальную программу реабилитации разрабатывает Бюро медико-социальной экспертизы (в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 181-ФЗ). Условия должны быть созданы в соответствии с Рекомендациями ПМПК (приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

Ожидаемые результаты в нашей работе:

  • выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;
  • реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;
  • получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;
  • реализация себя в обществе;
  • повышение качества жизни;
  • улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:

  • индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ — по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
  • социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его ;
  • психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
  • психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
  • индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
  • портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;
  • повышение квалификации педагогов детского сада в области инклюзивного образования;
  • рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
  • адаптивная образовательная среда – доступность помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
  • адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
  • адаптивная образовательная среда – создание помещений (зон) для отдыха, восстановления работоспособности;
  • ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

 

Ресурсное обеспечение (условия) получения образования детьми с ОВЗ

Нормативно-правовое обеспечение процесса выбора семьей ребенка с ОВЗ варианта образования, его реализации и при необходимости перехода на другой вариант. Разработка нормативно-правового механизма  адекватного и ответственного выбора для ребенка с ОВЗ,  включая разработку типового контракта, фиксирующего согласованный выбор и разделение ответственности всех участников образовательного процесса, включая родителей.

Положение о группе компенсирующей направленности;

Положение о ПМПк (консилиуме) детского сада;

Договор с родителями (законными представителями) о работе по реализации индивидуальной программы сопровождения; Таня, вписать основной договор и допсоглашение

Положение об адаптированной образовательной программе в МБДОУ детском саду № 37;

Кадровое обеспечение – характеристика педагогического коллектива, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в детском саду:

педагоги-психологи Яненко  Наталья Николаевна, Нистратова Наталья Александровна,

учителя-логопеды Бабась Лариса Владимировна, Галушина Оксана Викторовна,

музыкальный руководитель Яненко Ирина Степановна,

инструктор по физической культуре Ткачук Елена Викторовна.

Таким образом, инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения. В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус, скоординированная деятельность всех участников образовательного процесса; обеспечивается информационно методическое сопровождение семей детей с ОВЗ. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива.

Педагоги и родители детей с ОВЗ имеют возможность подробнее изучать проблему инклюзивного образования в  следующей литературе и интернет- ресурсах:

  1. Алфёрова Г.В. [Текст]/Новые подходы к коррекционно- развивающей работе с детьми с ОВЗ.// Дефектология.-2001.-№3
  2. БорисоваН.В, Прушинский С.А.[Текст]/ Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М.,2009.
  3. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н [Текст]/Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  4. Семаго Н.Я [Текст] /Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов. М.:ТЦ Сфера, 2012.
  5. Инклюзивное образование в дошкольных учреждениях Петербургаglavsprav.ru/spb/kid/journal
  6. «Инклюзивное образование в ДОУ»dohcolonoc.ru/cons
  7. Организация инклюзивного образования в ДОУgcro.ru/pedmar-sobyt/209-doshk
  8. Инклюзивное образование в ДОУ в соответствии с ФГОСacademy-prof.ru
  9. Дети с ОВЗ в ДОУresobr.ru/deti-s-ovz-v-dou
  10. Работа ДОУ с детьми ОВЗ в соотвествии с ФГОСprodlenka.org/

 

Материально-техническое обеспечение – общие характеристики

Педагогика Монтессори

В 2017 году полностью оборудована группа для использования педагогики Монтессори. Закуплены специализированные образовательные материалы, разработанные Марией Монтессори. Образовательная среда позволяет воспитанникам свободное передвижение по группе и самостоятельный выбор материалов для занятия.

 

Работа педагогов — психологов

Помощники в работе педагогов — психологов

  1. Игровой комплекс «ПЕРТРА»

В коррекционной работе игровое пособие позволяет решать  задачи:

  • развитие восприятия, положения в пространстве и взаимосвязи пространственных объектов;
  • формирование сенсорных эталонов: цвет, форма, величина;
  • формирование мыслительных операций сравнение, анализ, синтез и классификация;
  • развитие графомоторики: грубой и тонкой координации движений и выработки автоматических навыков письма;
  • развитие мелкой моторики рук, освоение всех видов хватательных движений.

1

2. Игровое пособие «Сенсино»

Игровое пособие используется в коррекционной работе по   развитию:

  • тактильной памяти и тактильной чувствительности;
  • навыков различения геометрических форм;
  • устной речи и навыка звукового анализа;
  • навыков устного счета;
  • коммуникативных навыков.
7

 


Артикуляционная (речевая) 
гимнастика для детей 2-3 лет

Работа учителей — логопедов

Упражнения для развития мышц губ:

  1. «Улыбнись маме»
    — Попросите малыша улыбнуться вам (или папе, бабушке).
    — Сами покажите, как нужно улыбаться.
    — Пусть ребенок удерживает улыбку как можно дольше.
    — В будущем можете поиграть так: малыш улыбается, а вы нажимаете на его щечки большим и указательным пальцами, пытаясь сделать «трубочку». Но малыш должен «сопротивляться» и продолжать удерживать улыбку. Обычно эта игра очень веселит ребят.
  2. «Поцелуй маму»
    — Попросите малыша поцеловать вас в щечку. Упражнение и приятное, и полезное!
    — После того как малыш научился вытягивать губки трубочкой и растягивать их в улыбке.

Упражнение для щёк «Воздушный шарик»:

— Попросите малыша надуть обе щеки: «Надувайся, пузырь, надувайся, большой!»
— Затем аккуратно нажмите ука¬зательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул пузырь!» Звук, который при этом получится, не оставит равнодушным никого!
— Теперь учимся надувать левую, затем правую щеку. Это непросто, поэтому скорых результатов не ждите.

Упражнения для языка:

  1. «Домик для язычка»
    — Попросите кроху широко открыть рот, показать пасть крокодила.
    — Теперь с открытом ртом пробуем высунуть язык.
    — Держим язык 2-3 секунды, не закрывая рот
    — Убираем язычок, рот закрываем.
    — Следует повторить упражнение 3-5 раз.
    2. «Накажем непослушный язычок»
    — Попросим малыша приоткрыть ротик.
    — Теперь высовываем язычок.
    — ….и покусаем его слегка зубками.
    3.«Игра с ложечкой» (на развитие чувствительности языка)
    Подготовьте: чайную ложку и два стакана с водой — теплой и холодной.
    — Попросите малыша закрыть глаза и высунуть язычок.
    — Опустите ложку в стакан с теплой водой, а затем при¬коснитесь ею к язычку малыша.
    — Спросите: «Какая была ложечка — теплая или холод¬ная?». Пусть ответит, как может. Если трудно, назовите нужное слово сами: «Теплая».
    — Потом охладите ложку в стакане с холодной водой и прикоснитесь ею к язычку: «А теперь какая ложечка?»

Упражнение «Часики»
— Покажите часы с маятником или подберите такую картинку.
— Откройте широко рот. Кончиком языка поочередно касайтесь то одного уголка губ, то другого. Нижняя челюсть двигаться не должна.

Упражнение «Горка»
— Покажите картинку со снежной крутой горой.
— Рот широко откройте, кончиком языка упритесь в десну за нижними зубами, язык выгните «горкой».
— Теперь пробует малыш. Держит язык в положении «горка» не более 5-7 секунд.
— Если язычок беспокойно вертится во рту, помогите ему: прижмите слегка черенком чайной ложки, погладьте. Затем поставьте черенок ложечки за нижние зубки: «Поймай ложечку. Догони ее язычком и не отпускай». Малыш должен упереться в ложечку язычком и держать это положение 5-7 секунд.
— Аккуратно уберите черенок ложки, а язычок при этом должен оставаться за зубами.

Упражнение «Лопатка»
— Покажите малышу картинку с лопатой.
— Покажите малышу, как нужно класть язычок на нижнюю губу «лопаточкой»: рот полуоткрыт в улыбке, широкий спокойный язык лежит на нижней губе.
— Теперь пробует малыш.
— Нужно держать язычок в таком положении 30 секунд. Следите, чтобы нижняя губа не поджималась.

Упражнение «Зайчик на ниточке»
Подготовьте: шарик диаметром 3-4 см или пластмассовую фигурку с дырочкой, например зайчика. Проденьте в дырочку нитку, завяжите.
— Держите нитку за конец так, чтобы зайчик внизу свободно висел.
— Малыш широко открывает рот и кончиком языка толкает зайчика так, чтобы тот «прыгал».
— Теперь наденьте нитку на обе руки так, чтобы зайчик висел на натянутой нитке и легко по ней скользил.
— Язычок малыша совершает движения влево-вправо, двигая зайчика от одной вашей руки к другой.

Упражнение «Снежинки»
Подготовьте; кусочки белой ваты.
— Положите на ладошку малышу кусочки белой ваты.
— Попросите ребенка легонько выдохнуть через рот — и вот ваши снежинки полетели!
— Сдувайте вату короткими сериями выдохов.
— Сдувайте вату с помощью разных звуков речи: например, со звуками П или Т. Даже от резкого произнесения звука К вата может слететь на пол.

uprazhnenie-zabej-myach-v-vorota-na-razvitie-dlitelnogo-vydoha

rasskazyvaem-stihi-rukami

uprazhnenie-vyuga-na-formirovanie-tselenapravlennoj-vozdushnoj-strui

Работа инструктора по физической культуре

Помощники в работе инструктора по физической культуре:

Коррекционно-профилактический  центр:

Балансировочная дорожка (от 3 лет) —  позволяет удерживать баланс, тренирует устойчивость положения ног,  всего тела, развивает координацию.

Массажные дорожки, тактильные коврики, морские камешки разного размера массаж ступней и ног , профилактика плоскостопия.

Мячи — массажеры разного размера и формы – массаж разных частей тела.

Резиновые кольца  — эспандеры – развитие мышц кистей рук и мелкой моторики.

Балансир «Змейка», «Квадрат»– коррекция  глаз.

Балансир «Удержи шарик» —  коррекция рук и глаз.

«Ходули на веревках» — координация движения, устойчивость положения ног, всего тела.

«Шагомобиль» — координация тела.

«Шагаем вместе» — согласование движения рук и ног.

risunok1

Тренажёрный центр:

«Беговая дорожка» — способствует улучшению работы сердечно — сосудистой и дыхательной систем, профилактике и коррекции осанки, укреплению мышц спины и брюшного пресса, развитию координации движения, гибкости и подвижности суставов;

«Водокачка» — способствует тренировке сердечно – сосудистой системы, мышц ног и таза, развитию выносливости;

Диск «Здоровье» — укрепляет мышцы туловища и ног, развивает координацию движений, тренирует вестибулярный аппарат;

«Гребной тренажер» — общее оздоровление организма, профилактика и коррекция осанки, укрепление мышц спины и брюшного пресса, развитие координации движений, гибкости и подвижности суставов;

«Велосипед» — развивает выносливость, укрепляет сердечно – сосудистую систему, тренирует мышцы ног и спины;

«Бегущий по волнам» — укрепляет мышцы ног, развивает чувство равновесия, улучшает сердечно – сосудистую и дыхательную системы, развивает гибкость и подвижность суставов.

Батуты – развивают координацию движений, укрепление суставов ног.

risunok2

 


×