Работа с детьми с ОВЗ

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)

Анкета к паспорту доступности ОСИ

Акт обследования объекта социальной инфраструктуры к паспорту доступности  ОСИ

Особые отметки

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4(I)

Приложение 4(II)

Приложение 4(III)

Приложение 5

Приложение 6

Приказ № 693 от 13.09.2018г. «Об утверждении перечня муниципальных образований и перечня образовательных организаций, реализующих мероприятия по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования в 2019 году»

       Организация обучения и воспитания детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (ОВЗ) в детском саду № 37

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике. Цель инклюзивного образования заключается в достижении всеми детьми определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это относится и к детям с особенностями в развитии. Совместное обучение детей с различными психофизиологическими возможностями — это  попытка придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья.

В нашем детском саду совместно обучаются  дети с ОВЗ — 64 ребенка и дети, не имеющие особых образовательных потребностей — 289 ребенка.

Для них созданы группы различной направленности: общеразвивающие,  компенсирующие группы для детей с общим недоразвитием речи ,  группа кратковременного пребывания. 

В 2019 году начала работать группа общеразвивающей направленности «Доступная среда», которая оборудована по государственной программе Российской Федерации  «Доступная среда» на 2011-2020 годы в 2019 году.

Её посещает 20 человек детей. Из них 3 ребёнка с ОВЗ.

Нормативно-правовой основой инклюзивного  образования  являются следующие документы:

— Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года,

— Федеральная целевая  программа развития образования на 2016-2020 годы (с изменениями на 14 сентября 2016 года),

— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ,

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,

— письмо Министерства образования и науки РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 года «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

 В нашем детском саду сложилась многолетняя практика работы в данном направлении.

В соответствии с «Комплексным планом формирования и реализации современной модели образования – 2020»  «доля неспециализированных образовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья,  должна составить 70%  к 2016 г., а  доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в неспециализированных учреждениях,  – 70%  к 2020 г.»

Такая постановка задачи  влечет  за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы.

 Инклюзивное образование – признанный на международном уровне инструмент реализации права каждого человека на образование, зафиксированного во Всеобщей декларации прав человек в 1948 году, Всемирной декларации об образовании для всех, принятой в Джонтьене в 1990 году. А также в Дакарских рамках действий, принятых Всемирным форумом по образованию в 2000 году, в Конвенции ООН о правах инвалидов в 2006 году, в Законе Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году и Конституции РФ.

Инклюзия – активное включение в образование детей с различными стартовыми возможностями, независимо от интеллектуального уровня и физического состояния, социальной, национальной и религиозной принадлежности.  Отличительная черта инклюзивной формы образования и воспитания – учет индивидуальных образовательных потребностей всех детей, не подразделяя их на обычно развивающихся и «особых».

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его  вне специальных условий обучения и воспитания.

Это дети-инвалиды  либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Направления инклюзии:  коррекция речевого развития, психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями развития опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой  психического развития, с комплексными нарушениями развития.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик:

от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности,

до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы;

от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками,

до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

Существенную роль в изменении ситуации играет раннее (на первых годах жизни) выявление и  ранняя комплексная помощь детям, внедрение в практику научно обоснованных и экспериментально проверенных форм организации совместного обучения здоровых дошкольников с детьми с ОВЗ, принципиально новых подходов и технологий их воспитания и обучения.

Всеми вышеперечисленными средствами владеют педагоги нашего детского сада.

В этих условиях наше учреждение адаптивно к потребностям и возможностям особой части своего контингента – детям с ОВЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Закона под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

    • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
    • специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
    • специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
    • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
    • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
  • обеспечение доступа в здания Организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение Программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

 

С программно-методическим обеспечением реализации Основной образовательной любой желающий  может  познакомиться, пройдя по ссылке

Программа детского сада.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 181-ФЗ) специальные условия должны быть внесены в индивидуальную программу реабилитации инвалида (далее — ИПР). ИПР является обязательной для исполнения всеми без исключения органами и организациями. Порядок разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 г. № 379н.

Объем и содержание услуг ассистента (помощника), определяются Индивидуальной программой реабилитации инвалида (перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов и уровнем притязаний (Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 1996 г. № 14).

В детском саду при необходимости возможно создание  условий, в том числе предоставляются услуги ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.

В соответствии с частью 1 статьи 79 Закона: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ в Организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Индивидуальную программу реабилитации разрабатывает Бюро медико-социальной экспертизы (в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 181-ФЗ). Условия должны быть созданы в соответствии с Рекомендациями ПМПК (приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

Ожидаемые результаты в нашей работе:

    • выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;
    • реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;
    • получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;
    • реализация себя в обществе;
    • повышение качества жизни;
    • улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:

    • индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ — по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
    • социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его ;
    • психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
    • психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;
    • индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
    • портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;
    • повышение квалификации педагогов детского сада в области инклюзивного образования;
    • рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
    • адаптивная образовательная среда – доступность помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
    • адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
    • адаптивная образовательная среда – создание помещений (зон) для отдыха, восстановления работоспособности;
    • ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.

Ресурсное обеспечение (условия) получения образования детьми с ОВЗ

Нормативно-правовое обеспечение процесса выбора семьей ребенка с ОВЗ варианта образования, его реализации и при необходимости перехода на другой вариант. Разработка нормативно-правового механизма  адекватного и ответственного выбора для ребенка с ОВЗ,  включая разработку типового контракта, фиксирующего согласованный выбор и разделение ответственности всех участников образовательного процесса, включая родителей.

Положение о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №37

Положение о группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №37

Положение о группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №37

Положение о группе компенсирующей направленности;

Положение о ПМПк (консилиуме) детского сада;

Договор с родителями (законными представителями) о работе по реализации индивидуальной программы сопровождения;

Положение об адаптированной образовательной программе в МБДОУ детском саду № 37;

Кадровое обеспечение – характеристика педагогического коллектива, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в детском саду:

педагоги-психологи Яненко  Наталья Николаевна, Нистратова Наталья Александровна,

учителя-логопеды Бабась Лариса Владимировна, Галушина Оксана Викторовна,  Долина Александра Александровна.

музыкальный руководитель Яненко Ирина Степановна, Ненартович Любовь Егоровна.

Таким образом, инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения. В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус, скоординированная деятельность всех участников образовательного процесса; обеспечивается информационно методическое сопровождение семей детей с ОВЗ. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива.

Педагоги и родители детей с ОВЗ имеют возможность подробнее изучать проблему инклюзивного образования в  следующей литературе и интернет- ресурсах:

    1. Алфёрова Г.В. [Текст]/Новые подходы к коррекционно- развивающей работе с детьми с ОВЗ.// Дефектология.-2001.-№3
    1. БорисоваН.В, Прушинский С.А.[Текст]/ Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М.,2009.
    1. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н [Текст]/Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
    1. Семаго Н.Я [Текст] /Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов. М.:ТЦ Сфера, 2012.
    1. Инклюзивное образование в дошкольных учреждениях Петербургаglavsprav.ru/spb/kid/journal
    1. «Инклюзивное образование в ДОУ»dohcolonoc.ru/cons
    1. Организация инклюзивного образования в ДОУgcro.ru/pedmar-sobyt/209-doshk
    1. Инклюзивное образование в ДОУ в соответствии с ФГОСacademy-prof.ru
    1. Дети с ОВЗ в ДОУresobr.ru/deti-s-ovz-v-dou
  1. Работа ДОУ с детьми ОВЗ в соотвествии с ФГОСprodlenka.org/

Материально-техническое обеспечение – общие характеристики

Педагогика Монтессори

В 2017 году полностью оборудована группа для использования педагогики Монтессори. Закуплены специализированные образовательные материалы, разработанные Марией Монтессори. Образовательная среда позволяет воспитанникам свободное передвижение по группе и самостоятельный выбор материалов для занятия.

 

Работа педагогов — психологов

Помощники в работе педагогов — психологов

  1. Игровой комплекс «ПЕРТРА»

В коррекционной работе игровое пособие позволяет решать  задачи:

    • развитие восприятия, положения в пространстве и взаимосвязи пространственных объектов;
    • формирование сенсорных эталонов: цвет, форма, величина;
    • формирование мыслительных операций сравнение, анализ, синтез и классификация;
    • развитие графомоторики: грубой и тонкой координации движений и выработки автоматических навыков письма;
  • развитие мелкой моторики рук, освоение всех видов хватательных движений.

1

2. Игровое пособие «Сенсино»

Игровое пособие используется в коррекционной работе по   развитию:

    • тактильной памяти и тактильной чувствительности;
    • навыков различения геометрических форм;
    • устной речи и навыка звукового анализа;
  • навыков устного счета;
  • коммуникативных навыков.
7


Артикуляционная (речевая) 
гимнастика для детей 2-3 лет

Работа учителей — логопедов

Упражнения для развития мышц губ:

    1. «Улыбнись маме»
      — Попросите малыша улыбнуться вам (или папе, бабушке).
      — Сами покажите, как нужно улыбаться.
      — Пусть ребенок удерживает улыбку как можно дольше.
      — В будущем можете поиграть так: малыш улыбается, а вы нажимаете на его щечки большим и указательным пальцами, пытаясь сделать «трубочку». Но малыш должен «сопротивляться» и продолжать удерживать улыбку. Обычно эта игра очень веселит ребят.
  1. «Поцелуй маму»
    — Попросите малыша поцеловать вас в щечку. Упражнение и приятное, и полезное!
    — После того как малыш научился вытягивать губки трубочкой и растягивать их в улыбке.

Упражнение для щёк «Воздушный шарик»:

— Попросите малыша надуть обе щеки: «Надувайся, пузырь, надувайся, большой!»
— Затем аккуратно нажмите ука¬зательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул пузырь!» Звук, который при этом получится, не оставит равнодушным никого!
— Теперь учимся надувать левую, затем правую щеку. Это непросто, поэтому скорых результатов не ждите.

Упражнения для языка:

  1. «Домик для язычка»
    — Попросите кроху широко открыть рот, показать пасть крокодила.
    — Теперь с открытом ртом пробуем высунуть язык.
    — Держим язык 2-3 секунды, не закрывая рот
    — Убираем язычок, рот закрываем.
    — Следует повторить упражнение 3-5 раз.
    2. «Накажем непослушный язычок»
    — Попросим малыша приоткрыть ротик.
    — Теперь высовываем язычок.
    — ….и покусаем его слегка зубками.
    3.«Игра с ложечкой» (на развитие чувствительности языка)
    Подготовьте: чайную ложку и два стакана с водой — теплой и холодной.
    — Попросите малыша закрыть глаза и высунуть язычок.
    — Опустите ложку в стакан с теплой водой, а затем при¬коснитесь ею к язычку малыша.
    — Спросите: «Какая была ложечка — теплая или холод¬ная?». Пусть ответит, как может. Если трудно, назовите нужное слово сами: «Теплая».
    — Потом охладите ложку в стакане с холодной водой и прикоснитесь ею к язычку: «А теперь какая ложечка?»

Упражнение «Часики»
— Покажите часы с маятником или подберите такую картинку.
— Откройте широко рот. Кончиком языка поочередно касайтесь то одного уголка губ, то другого. Нижняя челюсть двигаться не должна.

Упражнение «Горка»
— Покажите картинку со снежной крутой горой.
— Рот широко откройте, кончиком языка упритесь в десну за нижними зубами, язык выгните «горкой».
— Теперь пробует малыш. Держит язык в положении «горка» не более 5-7 секунд.
— Если язычок беспокойно вертится во рту, помогите ему: прижмите слегка черенком чайной ложки, погладьте. Затем поставьте черенок ложечки за нижние зубки: «Поймай ложечку. Догони ее язычком и не отпускай». Малыш должен упереться в ложечку язычком и держать это положение 5-7 секунд.
— Аккуратно уберите черенок ложки, а язычок при этом должен оставаться за зубами.

Упражнение «Лопатка»
— Покажите малышу картинку с лопатой.
— Покажите малышу, как нужно класть язычок на нижнюю губу «лопаточкой»: рот полуоткрыт в улыбке, широкий спокойный язык лежит на нижней губе.
— Теперь пробует малыш.
— Нужно держать язычок в таком положении 30 секунд. Следите, чтобы нижняя губа не поджималась.

Упражнение «Зайчик на ниточке»
Подготовьте: шарик диаметром 3-4 см или пластмассовую фигурку с дырочкой, например зайчика. Проденьте в дырочку нитку, завяжите.
— Держите нитку за конец так, чтобы зайчик внизу свободно висел.
— Малыш широко открывает рот и кончиком языка толкает зайчика так, чтобы тот «прыгал».
— Теперь наденьте нитку на обе руки так, чтобы зайчик висел на натянутой нитке и легко по ней скользил.
— Язычок малыша совершает движения влево-вправо, двигая зайчика от одной вашей руки к другой.

Упражнение «Снежинки»
Подготовьте; кусочки белой ваты.
— Положите на ладошку малышу кусочки белой ваты.
— Попросите ребенка легонько выдохнуть через рот — и вот ваши снежинки полетели!
— Сдувайте вату короткими сериями выдохов.
— Сдувайте вату с помощью разных звуков речи: например, со звуками П или Т. Даже от резкого произнесения звука К вата может слететь на пол.

uprazhnenie-zabej-myach-v-vorota-na-razvitie-dlitelnogo-vydoha

rasskazyvaem-stihi-rukami

uprazhnenie-vyuga-na-formirovanie-tselenapravlennoj-vozdushnoj-strui

Работа инструктора по физической культуре

Помощники в работе инструктора по физической культуре:

Коррекционно-профилактический  центр:

Балансировочная дорожка (от 3 лет) —  позволяет удерживать баланс, тренирует устойчивость положения ног,  всего тела, развивает координацию.

Массажные дорожки, тактильные коврики, морские камешки разного размера массаж ступней и ног , профилактика плоскостопия.

Мячи — массажеры разного размера и формы – массаж разных частей тела.

Резиновые кольца  — эспандеры – развитие мышц кистей рук и мелкой моторики.

Балансир «Змейка», «Квадрат»– коррекция  глаз.

Балансир «Удержи шарик» —  коррекция рук и глаз.

«Ходули на веревках» — координация движения, устойчивость положения ног, всего тела.

«Шагомобиль» — координация тела.

«Шагаем вместе» — согласование движения рук и ног.

risunok1

Тренажёрный центр:

«Беговая дорожка» — способствует улучшению работы сердечно — сосудистой и дыхательной систем, профилактике и коррекции осанки, укреплению мышц спины и брюшного пресса, развитию координации движения, гибкости и подвижности суставов;

«Водокачка» — способствует тренировке сердечно – сосудистой системы, мышц ног и таза, развитию выносливости;

Диск «Здоровье» — укрепляет мышцы туловища и ног, развивает координацию движений, тренирует вестибулярный аппарат;

«Гребной тренажер» — общее оздоровление организма, профилактика и коррекция осанки, укрепление мышц спины и брюшного пресса, развитие координации движений, гибкости и подвижности суставов;

«Велосипед» — развивает выносливость, укрепляет сердечно – сосудистую систему, тренирует мышцы ног и спины;

«Бегущий по волнам» — укрепляет мышцы ног, развивает чувство равновесия, улучшает сердечно – сосудистую и дыхательную системы, развивает гибкость и подвижность суставов.

Батуты – развивают координацию движений, укрепление суставов ног.

risunok2

                         

  КАК ПОМОЧЬ ТРЕВОЖНОМУ РЕБЕНКУ?

ПРИЧИНЫ ТРЕВОЖНОСТИ

Ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Но нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Ребенок не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и поддержки. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию.

Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению с взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей). Обратите внимание на то, что чаще всего тревожность у ребенка развивается тогда, когда он находится в состоянии внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  • негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение;
  • неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;
  • противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители.

Нередки случаи, когда родители сами являются высокотревожными, с заниженной самооценкой, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха. Ребенок таких родителей лишен возможности учиться на собственных ошибках.

Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким образом, формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами. Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют тем самым у него ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира.  Родителям тревожного ребенка следует быть последовательными в своих действиях. Ни в коем случае нельзя допускать семейных разногласий в вопросах воспитания. Не менее важно выработать единодушный подход к ребенку родителей и педагогов.

       КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ               ТРЕВОЖНОСТЬ?

Помощь тревожными детьми необходимо оказывать в трех основных направлениях:

1.Повышение самооценки ребенка.

Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка. Несравнивайте личность ребенка с личностными качествами других детей, принимайте ребенка безусловно,то есть таким каков он есть.Сравнивайтерезультаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

  1. Обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

 Эмоциональное  напряжение  тревожных  детей  чаще  всего  проявляется  в  мышечных зажимах лица, шеи и живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение – и мышечное, и эмоциональное – можно научить их выполнять релаксационные упражнения. Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствует снятию мышечного напряжения.

  1. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

 Зная о трудностях ребенка, а так же в случае, если ребенок не говорит открыто о них, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через ролевую игру, или игру с солдатиками, куклами возможные сложные ситуации. Может быть, ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Важно, чтобы сюжетами для игр были «трудные» случаи из жизни ребенка. Роли следует распределять следующим образом: за «трусливую» куклу говорит ребенок, а за «смелую» — взрослый. Затем надо поменяться ролями. Это позволит ребенку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, а пережив вновь «неприятный» сюжет, избавиться от преследующих его негативных переживаний. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы. Так же с этой целью можно придумывать вместе с ребенком сказки, герои которых могут попадать в тревожащие их ситуации и находить достойный выход из них.

                                   РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!

  • Необходимо понять и принять тревогу ребенка — он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций — приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»).
  • Если в саду ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным, избегайте перегрузок.
  • В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка — предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.
  • Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям — оговаривайте то, что будет происходить.
  • Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то …, но потом произошло то-то и мне удалось …»
  • Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки — это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание…
  • Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
  • Учите ребенка расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.
  • Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.
  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши воспитатели понимают! Бабушку лучше слушай!»)
  • Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
  • Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается что-то, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
  • Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

Источник: А.М. Прихожан «Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст»/ Издательство «Питер», 2009г.

Подготовила Нистратова Н.А., педагог-психолог