Приложение 5

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37

 

 

Сценарий образовательной ситуации

 в  группе компенсирующей направленности для детей 6 – 7 лет

   по теме

«Аппликация из шерстяных нитей

«Пушистые картинки или ниточка за ниточкой».

 

Интеграция образовательных областей:  социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие

 

 

                                              Автор разработки:

                                     Кокоревич Раиса Николаевна

     воспитатель

                                                  высшей квалификационной категории

 

 2015 год

 

Тип ситуации: открытие новых знаний.

Вид детской деятельности: художественно- эстетическая.

Тема:  аппликация из шерстяных нитей «Пушистые картинки или ниточка за ниточкой».

Цель:   формирование умения создавать аппликативный  образ  с помощью шерстяных нитей разными способами —  контурным и силуэтным.

Образовательные задачи:

  • Учить создавать аппликативный образ  с помощью шерстяных нитей разными способами —  контурным и силуэтным.
  • Развивать технические умения – аккуратно на клей ПВА  по контуру рисунка выкладывать шерстяную нить.
  • Развитие мелкой моторики, глазомера;
  • Развитие воображения и творческого мышления.
  • Воспитание интереса к созданию художественного образа с помощью нового материала – шерстяных нитей.
  • Воспитание взаимопомощи.

 

Материалы к занятию:

для детей: шерстяные нитки разного цвета – нарезанные по 20 см длиной,  ножницы, клей ПВА, листы картона для работы, простые карандаши, ластики;

для воспитателя:  корзинка с   нитками, спицы для вязания,  крючок, вязанные вещи (варежки, шапочка, шарфик); несколько аппликаций, выполненных из шерстяных ниток.

Речевой материал:  стихотворение В.Шипунова «Пушистые истории».

Предварительная работа:

— беседа о нитках (из чего изготавливают, для чего нужны нитки, какие бывают нитки);

— рассматривание ниток  и классификация по виду, цвету, толщине;

—  в свободной самостоятельной деятельности выкладывание нитками контуров предметов.

Ход образовательной ситуации.

  1. Организационный момент. Игровая ситуация:

В группе звучит  таинственная музыка.

Воспитатель: ребята, звучит такая таинственная музыка. Мне кажется, что у нас в группе должно появиться что-то необычное. Дети осматривают группу и находят сундук (стоит на сцене).

Дети: у нас в группе появился  сундук.

Воспитатель: давайте посмотрим, что в сундуке. Открываем сундук и достаем вязаные вещи: шарф, шапка, варежки.  Странно,  почему эти вещи здесь? Когда они нам нужны были?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель:  давайте рассмотрим эти вещи. Какие они? Дети рассматривают вещи.

Воспитатель: ребята,  посмотрите, в самом низу почему-то лежит клубок  шерстяных ниток. Интересно, почему он здесь лежит?

Предполагаемые ответы детей.

  1. Актуализация. Включение знаний в деятельность.

Воспитатель:  ребята, что можно сделать из шерстяных ниток?

Дети:  можно связать шапочку, варежки, шарфик, свитер. Они очень теплые и мягкие.

Воспитатель: возьмите в руки клубок, покатайте его, помните.  Какой у вас в руках клубок?

Дети: он мягкий, круглый, теплый, цветной.

Воспитатель: а где еще может использоваться клубок ниток?

Дети: в сказке клубок показывает дорогу, клубком играют котята.

Воспитатель: вы все верно сказали.

Воспитатель:  Из чего сделаны эти нитки?

Дети: эти нитки сделаны из шерсти овец. Их подстригли, шерсть переработали и  получились шерстяные нитки.

Воспитатель: ребята, у  многих из вас мамы  умеют вязать. Я тоже люблю вязать разные вещи. Что еще нужно для вязания?

Дети: вязать можно спицами и крючком.

Воспитатель: ребята,  вы пока еще не умеете вязать, но я надеюсь, что когда немножко подрастете, то обязательно научитесь.

Достаю из корзинки нарезанные  ниточки и показываю детям.

Воспитатель: ребята, нитки нужны не только для вязания, но из них можно делать и другие  интересные, красивые, необычные вещи.

  1. Затруднение в ситуации.

Воспитатель: Посмотрите (выставляю на стенд несколько аппликаций из ниток, выполненные разными способами: контурным и силуэтным).

Воспитатель: правда,  красиво? Что же необычного у этих работ?

Дети: эти работы сделаны из ниток. Они такие мягкие, пушистые.

Воспитатель: ребята, вы догадались, как я сделала эти картины.

Дети: вы наклеили нитки на рисунок.

Воспитатель: совершенно верно, я наклеила   ниточки на рисунок и у меня получились настоящие картинки.

Воспитатель:  ребята, такие картинки я делала по-разному.

(показываю картинки, выполненные аппликативной контурной формой) Вот эти картинку я сначала нарисовала карандашом, потом провела по нарисованным линиям клеем и сверху быстро (пока клей не высох) положила шерстяную ниточку. Видите, шерстяная ниточка идет точно по нарисованному рисунку.

А вот эту картинку я делала по-другому. Показываю картинку,  выполненную аппликативной силуэтной техникой и рассказываю о последовательности выполнения работы: сначала я нарезала ниточки на мелкие кусочки, сложила  на тарелочку, чтобы они не разлетелись по всему столу, потом нарисовала картинку простым карандашом, быстро, но аккуратно «раскрасила»  ее клеем и посыпала нарезанными нитками.

  1. Открытие нового способа действия.

Воспитатель: ребята, а вы бы хотели научиться делать такие картинка? Дети дают согласие. Хорошо, тогда мы сделаем картинки из шерстяных ниток и покажем остальным ребятам.

Воспитатель:  перед началом работы  нужно провести разминку для  пальцев рук. Для этого поиграем в игру «Размотай клубочек» (дети сидят  кружком),  клубок катится по детским ладошкам и разматывается:

По дорожке Маша шла,

Клубочек ниток нашла.

Клубок маленький, нитка аленька.

Клубок катится, нитка тянется.

Клубок дальше, дальше, дальше,

Нитка дольше, дольше, дольше.

Дети проходят на свои места.

Воспитатель: ребята,  напоминаю, что рисунки для картинки должны быть простые: облачко, цветок, цыпленок, жучок, солнышко. Подберите нитки подходящего цвета. Подумайте, каким способом вы будете выполнять работу. У вас обязательно получатся необычные картинки для нашей выставки.

Воспитатель:  Чтобы вы могли выбрать тему для своей работы, послушайте стихотворение «Пушистые истории»:

Тянется пушистый самолета след.

Пухлый одуванчик машет ему вслед.

Облако пушистое плывет над головой.

В улье копошится пчел пушистый рой.

Пушистый козленок бодает упрямо

Пушистый ковер из цветов каштана.

Пушистый котенок пушистый клубок

За нитку под стол укатил в уголок.

Пушистый зайчонок лапкой несмелой

Трогает кашку пушисто – белую…

Долго утенок с цыпленком спорили,

Кто всех пушистее в этой истории.

Воспитатель: (подхожу к ребенку и корректно спрашиваю) Какой рисунок ты придумал? Каким способом ты будешь выполнять работу?

Ответы детей.

В ходе работы помогаю детям советом, как лучше оформить рисунок.

  1. Итог. Ситуация успеха. Осмысление.

Ребята выставляют свои работы на стенд.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось мастерить необычные картинки?

Полюбуйтесь, на наши необычные работы.   

Дети: понравилось.

Воспитатель: ребята, почему ваши работы такие необычные?

Дети:  мы сделали их с помощью шерстяных ниточек.

Воспитатель:  ребята,  посмотрите, из наших работ можно составить весеннюю картинку и показать остальным ребятам. Вместе с детьми составляем  на стенде картинку.

 

Литература:

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».