Рабочая программа учителя-логопеда, представляет собой коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста. В основе создания программы использованы Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 37 с учетом содержания Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Программа логопедической работы по преодолению фонетико фонематического недоразвития у детей” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программыкоррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда составляют:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Декларация прав ребенка;
- Закон об образовании 2013 — федеральный закон от 29.12.2012 N 273-
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013г. №1155;
- ПриказМинистерствапросвещенияРФот31июля2020г.№373«Об утверждении Порядка организациииосуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольногообразования»;
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда) с. 137 – 140.
Целью данной программы являетсяпостроение системы коррекционно-развивающего пространства для детей в возрасте от 6 до 7 лет в дошкольном образовательном учреждении, способствующей формированию полноценной фонетической системы языка, развитию фонематического восприятие и навыков первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизации слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях, развитию связной речи, профилактике дисграфии и дислексии, предусматривающей взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями и активное участие членов семьи дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
В рабочей программе реализуются следующие педагогические технологии:
- Здоровьесберегающиетехнологии:технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях; обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;учетвозрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития ребенка;
- Физкультурно-оздоровительные:дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, физминутки, биоэнергопластика, кинезиотерапия, пальчиковая гимнастика Су-Джок;
- «Логоритмические занятия в детском саду» — М.Ю. Картушиной;
- «Сказочные лабиринты игры», технология развивающих игр В.В. Воскобовича;
- «Чудеса на песке», технология Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко.
Планируемые результаты освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования представлены как целевые ориентиры освоения основной образовательной программы ДОУ и конкретизируют требования Стандарта с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий воспитанников.Планируемые результаты освоения программы:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и др;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);
- знать термины (звук, буква, слог, слово, предложение, гласные, согласные – твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- совершенствовать фонематическое восприятие;
- овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи;
- иметь первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
- иметь первичные навыки послогового чтения;
- владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания букв, слогов, слов в пределах программы;
- иметь достаточно развитые графо-моторные навыки;
- уметь пользоваться магнитной доской, разрезной азбукой, звуковыми линейками, наборным полотном;
- быть психологически подготовленным к школьному обучению.
Содержательный раздел представлен следующими направлениями образовательной работы:
- воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) — развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
- формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове;
- развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение;
- формирование грамматического строя речи:
- морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),
- синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений),словообразование;
- развитие связной речи;
- воспитание любви и интереса к художественному слову.
Эффективность коррекционно — развивающей работы определяетсячёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду,правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией ипреемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса:учителя-логопеда, родителей (законных представителей), воспитателя и специалистов ДОУ.
Содержание коррекционной логопедической работы по преодолениюфонетико-фонематического нарушения речи у детей обеспечивает вариативность и личностнуюориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.
Срок реализации Программы 1 год.
Данная программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Социальные сети: