Рабочая программа учителя-логопеда разработана для работы с детьми от 5 до 6 лет с нарушениями речи ОНР на основе Адаптированной основной образовательной программы для детей с ЗПР МБДОУ детского сада № 37 с учетом содержания «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В. Нищевой. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер.
Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы
коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-
логопеда составляют:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Декларация прав ребенка;
- Закон об образовании 2013 — федеральный закон от 29.12.2012 N 273-
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013г. №1155;
- ПриказМинистерствапросвещенияРФот31июля2020г.№373 «Об утверждении Порядка организациии осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольногообразования»;
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Письмо Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда) с. 137 – 140.
Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы с детьми 6-7 лет в группе компенсирующей направленности с ЗПР, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.
В рабочей программе реализуются следующие педагогические технологии:
- Здоровьесберегающиетехнологии:технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях; обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;учетвозрастных и индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития ребенка;
- Физкультурно-оздоровительные:дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, физминутки, биоэнергопластика, кинезиотерапия, пальчиковая гимнастика Су-Джок;
- «Логоритмические занятия в детском саду» — М.Ю. Картушиной;
- «Сказочные лабиринты игры», технология развивающих игр В.В. Воскобовича;
- «Чудеса на песке», технология Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т.М. Грабенко.
Планируемые результаты освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования представлены как целевые ориентиры освоения основной образовательной программы ДОУ и конкретизируют требования Стандарта с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий воспитанников.
В итоге логопедической работы воспитанники подготовительной к школе группы для детей с ЗПР должны научиться:
- следить за речевым дыханием, темпом речи, мягко произносить гласные и их слияние;
- правильно произносить гласные звуки и согласные раннего онтогенеза в словах и предложениях с ними, в звукоподражаниях, в небольших потешках и игре, при контроле со стороны взрослого произносить вызванные звуки в отдельных словах или словосочетаниях;
- употреблять в речи слова разной слоговой структуры;
- различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
- уметь согласовывать слова в предложении, правильно использовать некоторые предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- называть предметы, их части и детали, а также материалы, из которых они изготовлены, видимые и некоторые скрытые свойства материалов (мнется, бьется, ломается, крошится), употреблять наиболее часто встречающиеся в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги;
- употреблять существительные с обобщающими значениями (мебель, овощи, животные и др.);
- расширить и уточнить представления детей об окружающем мире
- устанавливать причинно-следственные связи, вследствие чего, развивать словесно-логическое мышление
- участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Составлять предложение по образцу. Повторять образец рассказа педагога по описанию картины, предмета. Драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
Содержательный раздел представлен следующими направлениями образовательной работы:
- Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) — развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове;
- Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение;
- Формирование грамматического строя речи:
морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),
синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений),
словообразование;
- Развитие связной речи
- Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Эффективность коррекционно — развивающей работы определяетсячёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду,правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией ипреемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса:учителя-логопеда, родителей (законных представителей), воспитателя и специалистов ДОУ.
Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению
ЗПР у детей обеспечивает вариативность и личностнуюориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.
Срок реализации Программы 1 год.
Данная программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Социальные сети: