Рабочая программа педагога-психолога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №37 разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Письма Минобразования РФ от 02.06.1998 №89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий»;
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 163 от 24.03.2015 «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций Ростовской области»;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №49 от 31.01.2011 «Об утверждении Положения «О кабинете педагога-психолога в образовательном учреждении»;
- Устава МБДОУ детского сада №37.
Рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии с ФГОС ДО, а также реализуемыми в ДОУ Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ детского сада №37 , Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с ТНР и Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования детей с ЗПР.
В Рабочей программе определены содержание и структура деятельности педагога-психолога по следующим направлениям, согласно Приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 163 от 24.03.2015 «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога»:
- психопрофилактика,
- психодиагностика,
- психокоррекция,
- психологическое консультирование детей, родителей воспитанников и педагогов ДОУ.
Включает в себя реализацию на всех возрастных группах (от 2 до 7 лет) и на всех видах групп (общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные).
Реализация рабочей программы предполагает использование наряду с традиционными, инновационные технологии в реализации психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников, такие как:
- технология интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича,
- информационно-коммуникативные технологии,
- здоровье сберегающие коррекционные технологии: артикуляционная гимнастика, элементы песочной анимации, игротерапии и т.д.)
Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, социально – личностная адаптация в обществе и к обучению в школе.
Задачи:
- оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
- развитие и коррекция воспитанников с нарушениями в развитии (ТНР, ОНР, ЗПР, РАС);
- обеспечение социальной адаптации (воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению);
- повышение психолого-педагогической компетентности (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;
- психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.
Рабочая программа педагога-психолога состоит из трёх основных разделов: целевого, содержательного и организационного.
Целевой раздел содержит пояснительную записку, в которой отражены цель и задачи реализации Рабочей программы, возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников (в т.ч. описание особенностей детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития), описание социокультурных особенностей осуществления образовательной деятельности. Принципы и подходы, описанные в целевом разделе, обеспечивают единство задач образовательного процесса, интеграцию образовательных областей. В целевом разделе представлена система мониторинга, основанная на методике наблюдения, включающая: педагогические наблюдения, связанные с оценкой эффективности педагогических действий, с целью их дальнейшей оптимизации.
В содержательном разделе представлено общее содержание Рабочей программы и включает в себя следующие разделы: основные направления в работе педагога-психолога ДОУ (психологическая диагностика проводится с целью получения информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательнообразовательного процесса; психопрофилактическое направление осуществляется с целью предотвращения возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса; коррекционная и развивающая работа направлена на создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекцию отклонений психического развития; психологическое консультирование заключается в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация МБДОУ; в рамках психологического просвещения осуществляется повышение уровня психологических знаний и включение имеющихся знаний в структуру деятельности).
В Рабочей программе педагога-психолога описывается психологопедагогическое сопровождение АООП ДО в МБДОУ (коррекционно-развивающая работа в группах компенсирующей направленности с детьми ТНР и ЗПР). Содержание деятельности педагога-психолога в рамках работы ПМПк МБДОУ детского сада №37.Также подробно описывается система взаимодействия педагогапсихолога с воспитателями и специалистами, с родителями воспитанников.
Организационный раздел включает описание материально-технических и учебно-методических условий, а также описание развивающей предметнопространственной среды в кабинете педагога-психолога и рекомендации воспитателям по созданию познавательных центров в группах; организацию и проведение индивидуальных и подгрупповых занятий.
Рабочая программа педагога-психолога содержит ряд приложений:
1. Годовой план работы педагога-психолога;
2. Паспорт кабинета педагога-психолога;
3. Перспективные планы коррекционной и развивающей работы по группам.
Срок реализации Рабочей программы педагога-психолога 1 год.
Социальные сети: