Родительский клуб «Радость общения» как эффективная форма взаимодействия с семьёй

Тема проекта:

Родительский клуб «Радость общения» как эффективная форма взаимодействия с семьёй по формированию психологического здоровья детей дошкольного возраста.

Актуальность:

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника.

На сегодняшний день существуют целый ряд гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания подрастающего поколения.

Однако наряду с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий  необходимо учитывать важнейший фактор  воздействия на личность ребенка, которым является  атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию.

Так как же помочь ребёнку уже с детства  находить опору в самом себе? Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.

Педагогические показатели психологического здоровья и благополучия дошкольников следующие:

  • поведение, мысли и чувства ребенка, адекватные окружающим условиям и событиям;
  • социально приемлемые способы самоутверждения и самовыражения;
  • положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, способность к эмоциональному сопереживанию;
  • равномерное и своевременное развитие основных психических процессов, устойчивая познавательная активность;
  • доброжелательное отношение к окружающим, полноценное общение, характер которого соответствует возрастным нормам.

Теоретическое обоснование темы проекта.

Термин «психологическое здоровье» введен в научный лексикон И.В. Дубровиной. Этот термин подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке.

Обобщенный портрет психологически здорового человека — это, прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии. По мнению И.В. Дубровиной, основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех возрастных этапах.

Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей: положительная самооценка, уверенность в себе и своих силах, доброжелательность. Однако опыт работы показывает, что не у всех детей эмоциональное развитие протекает благополучно, и это проявляется во внутренних переживаниях (наличие тревожности, низкая самооценка и др.) и нарушениях в поведении (конфликтность, замкнутость, агрессивность и т. д.).

По мнению Ю.Б.Гиппенрейтер, «проблемные», «трудные», «непослушные» дети – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье».

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что без изменения детско-родительских отношений работа с ребёнком будет недостаточно эффективной, а многие трудности ребёнка должны решаться через призму семейных отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя, прежде всего, отношение к ребёнку, мы разрешаем его проблему.

Эмоциональное развитие ребёнка лежит в основе его психологического здоровья, на которое огромное влияние оказывают стили воспитания в семье. В современной психологии выделяют четыре типа семейного воспитания: диктат, гиперопека, невмешательство и сотрудничество. Каждый из них имеет свои результаты, свои последствия, когда речь идет о формировании личности ребенка.

Диктат это систематическое подавление одними членами семьи (главным образом

взрослыми или подражающими им старшими детьми) инициативы и чувства

собственного достоинства у других его членов.

Итогом такого воспитательного процесса может стать повышенная тревожность, мнительность, склонность к страхам и неуверенность в себе, если зерна диктата легли на почву ранимой, неустойчивой личности ребенка.

Гиперопекаэто система отношений в семье, при которой родители,обеспечивая

своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от

каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

Результат в этом случае легко предсказуем — формируется эмоционально незрелая, капризная, эгоцентричная, требовательная личность, неприспособленная к жизни.

Невмешательство это система взаимоотношений в семье, строящаяся на признании

целесообразности независимого существования взрослых и детей. Ребенок предоставлен сам себе. Родители, опирающиеся на этот тип воспитания, полагают, что он способствует развитию самостоятельности, ответственности, накоплению опыта. Совершая ошибки, ребенок вынужден сам их анализировать и исправлять. Это приводит к развитию в ребёнке эмоциональной отчужденности, в том числе и от родителей.

Сотрудничество — это способ построения отношений в семье, основным принципом

которого становится объединение семьи общими целями и

задачами, совместной деятельностью, взаимной поддержкой во

всех сферах, в том числе и в эмоциональной.

Отправная точка в воспитании в данном случае — слово «мы». Ребенок имеет достаточно самостоятельности, но рядом всегда находится взрослый, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, растолковать, успокоить. Членов таких семей объединяют общие ценности, семейные традиции, спонтанные праздники, эмоциональная потребность друг в друге, совместная деятельность.

Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А.И. Захарова, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства.

Вот почему возникла необходимость создания данного проекта, нацеленного на помощь семье в  оптимизации детско-родительских отношений, т.е. создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, налаживание эмоциональных отношений в семье.

Анализ  существующих в практике  форм и методов взаимодействия дошкольного учреждения с родителями, позволил сделать вывод о том, что на сегодняшний день возникла потребность поиска такой формы  взаимодействия ДОУ с семьей, которая позволила бы  родителям стать непосредственными участниками педагогического процесса, вызвать у них  интерес  к познанию самих себя и детей, поддержать их в  осознании особенностей их взаимоотношений с детьми, формировании мотивации к их изменению, поиску и апробированию новых способов детско-родительских отношений.

Основным направлением реализации проекта «Радость общения» является не передача родителям научных психолого-педагогических знаний, а коррекция их педагогических позиций через  формирование  «педагогической компетентности» и «педагогической рефлексии» родителей.

«Педагогическая компетентность» — это способность понять потребности детей и

обеспечить возможность удовлетворять их, сделать ребенка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка (Т.А. Куликова).

«Педагогическая рефлексия» — это умение родителей анализировать собственную

воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации (О.Л. Зверева).

Формой реализации проекта был выбран Родительский клуб, представляющий собой цикл занятий строящихся в форме тренингов и семинаров практикумов. Такая форма работы с родителями не только повышает их  психологическую компетентность в вопросах формирования и развития детско-родительских отношений, но и  помогает формировать практические навыки адекватного взаимодействия.

Цель проекта: оптимизация детско-родительских отношений через повышение

психологической компетентности родителей.

 

Задачи проекта:

  • повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
  • активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
  • способствовать установлению доверительных отношений между родителями и педагогами;
  • создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами;
  • обобщать и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.

Термин выполнения проекта:

долгосрочный – 1 год

 

Участники проекта:

  • родители
  • педагог-психолог
  • педагоги и специалисты ДОУ
  • дети (опосредованно)

  Этапы реализации проекта:

 

  1. этап подготовительный (сентябрь – октябрь)

На первом этапе реализации проекта проводится работа по изучению характера взаимоотношений в семьях воспитанников, по следующим направлениям:

  • Типичные состояния семьи: эмоциональный комфорт; тревожность; эмоционально-психологический дискомфорт и нервно-психическое напряжение.
  • Стили семейного воспитания: диктат, гиперопека, невмешательство, сотрудничество.
  • Особенности семейного воспитания:
  • создание условий родителями для правильного развития ребенка:

нормальные жилищно-бытовые условия, наличие игровых уголков,

контроль над соблюдением санитарно-гигиенического режима;

  • участие родителей в развитии познавательного интереса ребенка

(организация совместной деятельности, поддержание детских

интересов, совместное  проведение досугов).

На этом этапе реализации проекта  используются следующие  формы работы:

  1. беседа с целью установления контакта с семьёй, для получения основных данных о семье;
  2. анкетирование родителей с использованием опросного листа, включающего следующие блоки вопросов:

а) достижения и проблемы в развитии современного ребенка;

б) приоритеты в  воспитании и развитии;

в) условия полноценного развития (Приложение 1);

  1. рисуночные тесты «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бенса и С. Кауфмана,(Приложение 2); методика «Родительское сочинение»
  2. диалог с психологом в ходе индивидуального и семейного консультирования.

Особое внимание уделяется  изучению семейной среды,  компетентности родителейв вопросах воспитания,  развития и формирования психологического здоровья  детей. Анализ полученной информации позволит определить основные направления работы по реализации второго этапа проекта (внести изменения и дополнения в план работы Родительского клуба «Радость общения»).

 

  1. этап основной (ноябрь – апрель)

После того, как будет получена информация о семьях воспитанников, уровне их психолого-педагогической компетенции можно переходить к основному этапу реализации проекта – непосредственному сотрудничеству с семьёй по выявленным вопросам в формате работы Родительского клуба «Радость общения».

Участниками клуба являются педагоги и специалисты дошкольного учреждения, а так же родители (по желанию). Занятия в родительском клубе проводятся 1 раз в месяц во второй половине дня. Периодичность и длительность встреч оговаривается на первом занятии.

План работы Родительского клуба «Радость общения»

Тема занятия
 
Участники Форма Сроки
1. «Общение без проблем»
Цель: помочь родителям понять характер общения с ребенком, расширение навыков конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений.
родители, педагоги, педагог-психолог Практическое занятие,буклеты
2. «Общение с ребёнком в семье как диалог. Для чего?»
Цель: дать возможность родителям поделиться друг с другом опытом и мыслями о том, как каждому удается воспитывать своего ребенка, сотрудничая с ним. Познакомиться с целями и приемами активного слушания, развить навыки активного слушания.
родители, педагоги, педагог-психолог семинар-практикум, буклет, презентация
3. «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребёнка»
Цель: познакомить родителей со стилями семейного воспитания и их влиянием на формирование личности ребёнка
родители, педагоги, педагог-психолог семинар-практикум,
презентация, памятки для родителей
4. «Наши эмоции. Радуга эмоций»
Цель:повышение педагогической  культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей, выработка новых навыков взаимодействия с ребенком, осознание того, что обогащая эмоциональный опыт ребенка, они помогают ему понимать самого себя и свои переживания, влияющие на всестороннее развитие ребенка
родители, педагоги, педагог-психолог семинар-практикум, творческая мастерская, памятки для родителей
5. «Внимание: Гиперактивный ребенок!»
Цель: помочь родителям понять характер взаимодействия с особым ребенком, обучение эффективным способам взаимодействия с ним.
родители, педагоги, педагог-психолог обучающий семинар с элементами тренинга,
буклеты,  презентация
6. «Маленькие агрессоры. Кто они?»
Цель: повышение родительской компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка. Обучение эффективным способам взаимодействия с ним.
родители, педагоги, педагог-психолог практическое занятие с элементами тренинга,
буклеты, наглядная информация
7. «Играя, обучаем вместе»
Цель: показатьнеобходимость совместной  обучающей деятельности родителей и детей, обучение практическим приемам        формирования навыков сотрудничества с детьми.
родители, педагоги, педагог-психолог практическое занятие с элементами тренинга,
буклеты с играми, наглядная информация
8. итоговая встреча «Радость общения»
Цель: обобщение опыта семейного воспитания.
педагог-психолог, родители семейные газеты, альбомы, презентации

 

Принципы взаимодействия с родителями в рамках работы Родительского клуба «Радость общения»:

 

  • целенаправленность — привлечение всех участников Родительского клуба к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;
  • плановость, системность — последовательное усложнение содержания, связь нового материала с уже усвоенным, на предыдущих встречах;
  • индивидуального подхода — учет возрастных  и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями;
  • стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;
  • доброжелательность, открытость и партнерство — объединение усилий служб дошкольного учреждения  и семьи  для наиболее эффективного взаимодействия.

Риски:

 

3 этап – обобщающий или итоговый (май)

Направлен на выявление положительной динамики работы через анкетирование, опросы, отзывы родителей, а так же представление положительного опыта семейного воспитания детей дошкольного возраста.

 

 

Предполагаемый результат реализации проекта:

 

  1. Повышение уровня психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах оптимизации детско-родительских отношений и формировании психологического здоровья детей дошкольного возраста.
  2. Обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания здорового ребенка.
  3. Активное посещение родителями мероприятий проводимых в дошкольном учреждении.
  4. Создание информационного банка по вопросам повышения психологической компетенции родителей (консультации, памятки и рекомендации, тренинги и семинары-практикумы).

 

Заключение

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Анализ психолого-педагогической литературы показал,что основным условием формирования психологического здоровья детей в семье является наличие нормальной семейной атмосферы.

Нормальная семейная атмосфера – это

— осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта;

— организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов;

— в организации семейного досуга и отдыха;

— единство требований к ребёнку со стороны взрослых, доброжелательный тон в общении, любовь и жизнерадостность в семье.

Итак, если мы хотим воспитать психологически здоровое поколение, необходимо начать изменения с собственной семьи,  а точнее создать гармоничные взаимоотношения всех членов семьи.

Вывод:

  1. Неадекватное отношение родителей к ребенку обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт.
  2. Позитивные взаимоотношения между взрослыми и детьми формируются при благоприятном климате в семье.
  3. Накопление знаний родителей о психологических особенностях детей соответствующего возраста, о формах и методах воспитания, способствует значительному улучшению детско-родительских отношений.

Список используемой литературы.

  1. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей //Управление ДОУ. 2002. №4. с.10-18.
  2. Белая К.Ю. О нетрадиционных формах работы // Дошкольное воспитание. 1990, №12. с. 27
  3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М,:АПНСССР,1968.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком Как? М., «МАСС МЕДИА», 1995.
  5. Дошкольные учреждения и семья / Под ред. Т.Н.Дороновой и др. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
  6. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. -М.: Педагогика,1985.
  7. Карпова Е.В.,Лютова Е.К. Программа «Я и мой ребёнок». Семейная психология и семейная психотерапия. № 3- 1998.
  8. Лурье Ж.В., Семёнова О.Ф. Программа «Осьминоги и осьминожки». Семейная психология и семейная терапия. № 4- 1999.
  9. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Санкт-петербург, «Речь», 2001.
  10. Мухина В.С. Детская психология. – М,:Апрель Пресс, 2000.