Проект сетевого взаимодействия
«Помогая другим, учимся сами»
между детскими садами микрорайона Молодежный
города Новочеркасска.
Разработала Фомина Л. Н., старший воспитатель
МБДОУ детского сада № 37
Актуальность проекта
В настоящее время в России происходит изменение социальной политики, законодательства, отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, создаются условия для реализации их прав на образование, достойную жизнь, интеграцию в обществе.
Взаимодействие с родителями является самым приоритетным направление в политике государства в области дошкольного образования. Эта позиция отражена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) одной из задач дошкольного образования обозначено «…обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
Увеличение количества детей с ОВЗ, посещающих детские сады, усложнение диагнозов и заключений специалистов побуждают педагогов к поиску новых форм взаимодействия с родителями в рамках реализации программ и создания условий для полноценного и своевременного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ. Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. От характера установления связей в диалоге «родитель – ребенок с ОВЗ» будет зависеть успешность социализации ребенка в обществе, развития познавательной сферы.
Проблема, на которую направлена реализация проекта
Многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка, диагнозы детей пугают родителей. Зачастую родители отстраняются от общения с педагогами по поводу особенностей развития ребенка, не воспринимают адекватно рекомендации специалистов.
Поэтому для педагогов, работающих с детьми, особенно актуальными стали задачи привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно-педагогический процесс. Анализ методических разработок по данной теме позволяет сделать вывод, что тема оптимизации детско-родительских отношений в семьях, имеющих ребенка в ОВЗ, является особенно актуальной сегодня. Результаты исследования в детских садах микрорайона позволяют сделать вывод, что в помощи по вопросам психологического благополучия нуждаются не только и не столько дети, сколько их родители. И в первую очередь им нужно овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений, формированию и сохранению психологического здоровья детей.
Это определило поиск новых подходов и методов в работе с семьями в рамках микрорайона.
Тип: практико-ориентированный.
Вид: среднесрочный.
Цель проекта: повышение психолого-педагогической компетентности родителей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья по созданию оптимальных условий для развития детей.
Задачи:
- Разработать и реализовать цикл практических мероприятий для родителей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья по вопросам их развития в условиях семьи и детского сада.
- Создать серию печатной продукции (буклетов, листовок, бюллетеней) с рекомендациями специалистов.
- Обобщить опыт работы детских садов микрорайона по вопросам взаимодействия с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья на уровнях города и области.
Участники проекта: администрация, педагоги, дети, родители МБДОУ детских садов № 37, 17, 56.
Принципы реализации проекта:
- Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями;
- Единое внимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей с проблемами в развитии;
- Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
- Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.
Индикаторы и целевые показатели:
- наличие на электронных и бумажных носителях цикла практических мероприятий для родителей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья по вопросам их развития в условиях семьи и детского сада;
- наличие серии печатной продукции (буклетов, листовок, бюллетеней) с рекомендациями специалистов;
- представление опыта работы детских садов микрорайона Молодежный в форме публикаций, выступлений на методических мероприятиях муниципального и регионального уровней.
Этапы реализации проекта
Этап |
Срок | Содержание, форма работы | Ответственные |
Подготовительный | март 2017 года | 1. Согласование проекта с руководителями МБДОУ детских садов №17, 56
2.Подготовка информационно-методического материала по содержанию проекта 3. Представление проекта на официальных сайтах детских садов микрорайона Молодежный. 4. Методическая помощь в разработке конспектов мероприятий. |
Фомина Л. Н., старший воспитатель МБДОУ детского сада № 37
Фомина Л. Н., Мирошниченко Л. В., Орехова Н. В., старшие воспитатели МБДОУ детских садов №37, 17,56 |
Основной | апрель-май 2017 года | Проведение практических мероприятий на базе МБДОУ детского сада № 17:
1. Использование игровых приемов для снятия эмоционального и физического напряжения у будущих первоклассников в домашних условиях «Волшебные краски». Практикум для родителей с детьми 2. Использование разнообразных предметов для развития общих речевых навыков. Практическое занятие для родителей «Играем вместе». 3. Использование логоритмических упражнений для развития речи дошкольников. Практикум для родителей с детьми.
МБДОУ детского сада № 37
1. Создание условий для развития артикуляционного аппарата ребенка с ОВЗ в условиях семьи. Практикум «Веселый язычок».
2.Использование дыхательных игр и упражнений в коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ. Практикум «Дыхание – основа правильной речи».
3. Развитие пространственных представлений у дошкольников. Мастер-класс «Вместе играем – пространство изучаем »
4. Использование кинезиологических упражнений в развитии детей дошкольного возраста. Семинар-практикум «Гимнастика мозга для дошкольников».
МБДОУ детского сада № 56
1. Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОВЗ мастер – класс «Логопедические игры на кухне».
2. Создание условий для развития монологической речи детей с ОВЗ в условиях семьи. Мастер – класс на основе сказки «Крошечка – Хаврошечка».
3. Профилактика НОДА у детей дошкольного возраста. Мастер – класс по изготовлению нестандартного оборудования «Дорожка здоровья».
4. Использование логоритмических игр и упражнений в речевом развитии дошкольников с ОВЗ мастер – класс «Слово – ритмика – музыка».
|
Мирошниченко Л. В., старший воспитатель МБДОУ детского сада № 17
Ткачева С.Ф., педагог-психолог МБДОУ детского сада № 17
Ковтюх О.В., учитель-логопед МБДОУ детского сада № 17
Ненартович Л.Е., музыкальный руководитель МБДОУ детского сада № 17
Фомина Л. Н., старший воспитатель МБДОУ детского сада № 37
Галушина О, В., учитель-логопед МБДОУ детского сада № 37
Бабась Л. В., учитель-логопед МБДОУ детского сада № 37
Нистратова Н. А., педагог-психолог МБДОУ детского сада № 37
Яненко Н. Н., педагог-психолог МБДОУ детского сада № 37
Орехова Н. В., старший воспитатель МБДОУ детского сада № 56 Бондарева Н.Е., учитель-логопед МБДОУ детского сада № 56
Таран Т.М., учитель-логопед МБДОУ детского сада № 56
Алтухова Л.С., инструктор по физкультуре МБДОУ детского сада № 56
Куевда Е.Ю., музыкальный руководитель МБДОУ детского сада № 56 |
Аналитический | июнь 2017 года | 1. Подведение итогов реализации проекта.
2. Размещение отчетов о реализации проекта на официальных сайтах ДОУ и Управления образования Администрации города Новочеркасска |
Мирошниченко Л. В., Фомина Л. Н.. Орехова Н. В., старшие воспитатели
|
Социальные сети: