Проект сетевого взаимодействия «Помогая другим, учимся сами»

 

Проект сетевого взаимодействия

«Помогая другим, учимся сами»

между детскими садами микрорайона Молодежный

 города Новочеркасска.

 

 

 

 

 

Разработала Фомина Л. Н., старший воспитатель

МБДОУ детского сада № 37

 

 

 Актуальность проекта

В настоящее время в России происходит изменение социальной политики, законодательства, отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, создаются условия для реализации их прав на образование, достойную жизнь, интеграцию в  обществе.

Взаимодействие  с родителями является самым приоритетным направление в политике государства в области дошкольного образования. Эта позиция отражена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования  (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155) одной из задач дошкольного образования обозначено «…обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Увеличение количества детей с ОВЗ, посещающих детские сады, усложнение диагнозов и заключений специалистов побуждают педагогов к поиску новых форм взаимодействия с родителями в рамках    реализации программ и создания условий для полноценного и своевременного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ. Значимость семьи становится особенно важной при формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. От характера установления связей в диалоге «родитель – ребенок с ОВЗ» будет зависеть  успешность социализации  ребенка в обществе, развития познавательной сферы.

Проблема, на которую направлена реализация проекта

Многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка, диагнозы детей пугают родителей. Зачастую родители отстраняются от общения с педагогами по поводу особенностей развития ребенка, не воспринимают адекватно рекомендации специалистов.

Поэтому для педагогов, работающих с детьми, особенно актуальными стали задачи привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно-педагогический процесс. Анализ методических разработок по данной теме позволяет сделать вывод, что тема оптимизации детско-родительских отношений в семьях, имеющих ребенка в ОВЗ, является особенно актуальной сегодня. Результаты исследования в детских садах микрорайона позволяют сделать вывод, что в помощи по вопросам психологического благополучия нуждаются не только и не столько дети, сколько их родители. И в первую очередь им нужно овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений, формированию и сохранению психологического здоровья детей.

Это определило поиск новых подходов и методов в работе с семьями в рамках микрорайона.

Тип: практико-ориентированный.

Вид: среднесрочный.

Цель проекта: повышение психолого-педагогической компетентности родителей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья по созданию оптимальных условий для развития детей.

Задачи:

  1. Разработать и реализовать цикл практических мероприятий для родителей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья по вопросам их развития в условиях семьи и детского сада.
  2. Создать серию печатной продукции (буклетов, листовок, бюллетеней) с рекомендациями специалистов.
  3. Обобщить опыт работы детских садов микрорайона по вопросам взаимодействия с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья на уровнях города и области.

Участники проекта: администрация, педагоги, дети, родители МБДОУ детских садов № 37, 17, 56.

Принципы реализации проекта:

  1. Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями;
  2. Единое внимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей с проблемами в развитии;
  3. Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
  4. Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.

Индикаторы и целевые показатели:

  1. наличие на электронных и бумажных носителях цикла практических мероприятий для родителей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья по вопросам их развития в условиях семьи и детского сада;
  2. наличие серии печатной продукции (буклетов, листовок, бюллетеней) с рекомендациями специалистов;
  3. представление опыта работы детских садов микрорайона Молодежный в форме публикаций, выступлений на методических мероприятиях муниципального и регионального уровней.

 Этапы реализации проекта

Этап

Срок Содержание, форма работы Ответственные
Подготовительный март 2017 года  1. Согласование проекта с руководителями МБДОУ детских садов №17, 56

2.Подготовка информационно-методического материала по содержанию проекта

3. Представление проекта на официальных сайтах детских садов микрорайона Молодежный.

4. Методическая помощь в разработке конспектов мероприятий.

Фомина Л. Н., старший воспитатель МБДОУ детского сада № 37

 

Фомина Л. Н., Мирошниченко Л. В., Орехова Н. В., старшие воспитатели МБДОУ детских садов №37, 17,56

Основной апрель-май 2017 года Проведение практических мероприятий на базе МБДОУ детского сада № 17:

 

 

 

 

 

1.                 Использование игровых приемов для снятия эмоционального и физического напряжения у будущих первоклассников в домашних условиях «Волшебные краски». Практикум для родителей с детьми

2.                 Использование разнообразных предметов  для развития общих речевых навыков. Практическое занятие для родителей «Играем вместе».

3.                 Использование логоритмических упражнений для развития речи дошкольников. Практикум для родителей с детьми.

 

МБДОУ детского сада № 37

 

 

 

 

 

1. Создание условий для развития артикуляционного аппарата ребенка с ОВЗ в условиях семьи. Практикум «Веселый язычок».

 

2.Использование дыхательных игр и упражнений в коррекции звукопроизношения у детей с ОВЗ. Практикум «Дыхание – основа правильной речи».

 

3. Развитие пространственных представлений у дошкольников. Мастер-класс «Вместе играем – пространство изучаем »

 

4. Использование кинезиологических  упражнений  в развитии детей дошкольного возраста. Семинар-практикум «Гимнастика мозга для дошкольников».

 

 

МБДОУ детского сада № 56

 

 

 

 

1.                 Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОВЗ мастер – класс «Логопедические игры на кухне».

 

2.                 Создание условий для развития монологической речи детей  с ОВЗ в условиях семьи. Мастер – класс на основе сказки «Крошечка – Хаврошечка».

 

3.                 Профилактика НОДА у детей дошкольного возраста. Мастер – класс по изготовлению нестандартного оборудования «Дорожка здоровья».

 

4.                 Использование логоритмических игр и упражнений в речевом развитии дошкольников с ОВЗ  мастер – класс «Слово – ритмика – музыка».

 

 

 

 

Мирошниченко Л. В., старший воспитатель МБДОУ детского сада № 17

 

Ткачева С.Ф., педагог-психолог МБДОУ детского сада № 17

 

 

Ковтюх О.В., учитель-логопед МБДОУ детского сада № 17

 

 

Ненартович Л.Е., музыкальный руководитель МБДОУ детского сада № 17

 

Фомина Л. Н., старший воспитатель МБДОУ детского сада № 37

 

Галушина О, В., учитель-логопед МБДОУ детского сада № 37

 

Бабась Л. В., учитель-логопед МБДОУ детского сада № 37

 

 

 

Нистратова  Н. А., педагог-психолог МБДОУ детского сада № 37

 

Яненко Н. Н., педагог-психолог МБДОУ детского сада № 37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орехова Н. В., старший воспитатель МБДОУ детского сада № 56

Бондарева Н.Е., учитель-логопед МБДОУ детского сада № 56

 

 

 

Таран Т.М., учитель-логопед МБДОУ детского сада № 56

 

 

 

 

 

Алтухова Л.С., инструктор по физкультуре МБДОУ детского сада № 56

 

 

 

 

Куевда Е.Ю., музыкальный руководитель МБДОУ детского сада № 56

Аналитический июнь  2017 года 1.                 Подведение итогов реализации проекта.

2.                 Размещение отчетов о реализации проекта на официальных сайтах ДОУ и Управления образования Администрации города Новочеркасска

Мирошниченко Л. В., Фомина Л. Н.. Орехова Н. В., старшие воспитатели