Приложение 3

Приложение 3

Модель организации образовательного процесса  по программе

«Мир открытий»  в режиме дня детей 4-5 лет с учетом ФГОС ДО.

 

Цель: организация взаимодействия педагога с детьми на основе знании особенностей детей и их социального развития в данный возрастной период с учетом технологии программы «Мир открытий».

Задачи:

  1. определить возможности развития у дошкольников стремления к установлению межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе игровой деятельности;
  2. создать условия для обеспечения баланса различных видов детской деятельности в режиме дня;
  3. определить возможности дифференциации и индивидуализации образовательного процесса в рамках программы «Мир открытий».

 

Предполагаемый результат модели:  оптимизация процесса реализации программы «Мир открыий» с учетом особенностей возрастной группы и возможностей детского сада.

 

Технологические особенности реализации программы «Мир открытий».  Технологи «ситуация»  заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Этапы технологии «ситуация»:

  1. Введение в ситуацию.
  2. Актуализация знаний и умений.
  3. Затруднение в ситуации.
  4. «Открытие» нового знания (способа действий).
  5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка.
  6. Осмысление.

Психолого-педагогические условия организации образовательного процесса.

Создание образовательной деятельности по  программе «Мир открытий» происходит на основе системы принципов деятельностного обучения:

Принцип психологической комфортности предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию стрессовых факторов образовательного процесса.

Принцип деятельности заключается в  том, что основной акцент делается на организации детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса.

Принцип минимакса предполагает продвижение каждого ребенка вперед своим темпом по индивидуальной траектории развития на уровне своего возможного максимума.

Принцип целостности основывается на представлении о целостной жизнедеятельности ребенка.

Принцип вариативности предусматривает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия, поступка, оценки и пр.

Принцип творчества ориентирует весь образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотворчества детей и взрослых.

Реализация принципа непрерывности необходима для обеспечения преемственности в содержании, технологиях, методах не только между детским садом и начальной школой, но и формирования общих подходов к воспитанию и развитию ребенка на уровне общественных и семейного  институтов воспитания.

Культурно-досуговая деятельность имеет широкий спектр влияния на воспитание и развитие ребенка, на формирование его «Я-концепции». Приоритетной задачей является создание условий для эмоционального отдыха детей, снятия психического напряжения. Содержание развлечений с детьми планируется педагогами, исходя из текущей работы, в которой отражается время года, тематика разделов из различных образовательных областей, владение детьми различным игровым и музыкальным репертуаром.  Цикличность организации досугов предполагает еженедельное их проведение (от 15 до 35 минут, в зависимости от возраста) во второй половине дня. Содержание и форма развлечений должны варьироваться.

В программе рекомендуются следующие формы развлечений и досугов:

‾ «Песенные посиделки» – пение в кругу знакомых песен; театрализованное обыгрывание песен;

‾ «Сам себе костюмер» (ряженье) – примеривание различных костюмов, создание при помощи деталей костюмов и атрибутов игровых образов, спонтанные костюмированные игры и диалоги;

— «Мы играем и поем» – игры с пением (по показу, без предварительного разучивания!), аттракционы;

—  «Танцевальное «ассорти» свободное движение детей под музыку, образно-танцевальные импровизации, коммуникативные танцы-игры;

‾ «Магазин музыкальных игрушек» – свободные игры с инструментами,

которые могут заканчиваться импровизированным оркестром;

‾ «Кукольный театр» – всевозможные варианты кукольных представлений от показа взрослыми до спектакля, который показывают старшие дети малышам;

‾ «В гостях у сказки» – две-три короткие сказки разных народов, прочитанные в музыкальном зале в особой атмосфере, с настольной лампой, либо спонтанное обыгрывание знакомой сказки;

‾ «Кинофестиваль» – просмотр любимых мультфильмов по известным сказкам, операм, балетам в условиях музыкального зала;

‾ «Будь здоровым, сильным, ловким!» – спортивно-физкультурные досуги с различными эстафетами и соревнованиями;

‾ «Наши любимые игрушки» – обыгрывание любимых игрушек, которые дети принесли из дома; загадки, стихи, исполнение песен об игрушках, игры- аттракционы или танцы с ними;

‾ «Театральные встречи» – выступления бывших выпускников, учащихся музыкальных школ, театральных групп с различными спектаклями в детском саду;

‾ «Посиделки с родителями» – совместные развлечения, на которых родители исполняют (по желанию) песни, танцы, читают басни, стихи;

‾ «Папа, мама, я – спортивная семья» – совместные физкультурные развлечения, походы;

‾ «Выпускники детского сада в гостях у малышей» – совместные танцы, песни, игры старших и младших дошкольников;

‾ «День рождения» – групповые праздники с чаепитием, на которых поздравляют всех, кто родился, например, летом, осенью, весной или зимой;

‾ экскурсии, посещение музеев, игры в музей (дети принимают на себя роль экскурсоводов по своей группе, детскому саду).

Формы организации детской деятельности:

  • Физическое развитие
  • игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность
  • двигательная деятельность: тренняя гимнастика, подвижные игры с правилами (в т.ч. народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультурные минутки, занятия в спортивном зале и др.;
  • Социально- коммуникативное развитие:
  • Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические (с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные, шансовые, компьютерные), подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) и др.;
  • Индивидуальные и подгрупповые поручения, дежурства, совместный (общий, коллективный) труд (в т.ч. в рамках практико-ориентированных проектов) и др.;
  • Беседы, коммуникативные ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, разгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты и др.
  • Познавательное развитие:
  • Конструирование
  • Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, опыты, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические, конструктивные игры и др.
  • Речевое развитие:
  • Восприятие художественной литературы и фольклора
  • Рассказы, беседы, пересказы, загадывание и разгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные (в т.ч. режиссерские) игры, речевые тренинги и др.
  • Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый и пр.) и др.
  • Художественно-эстетическое развитие:
  • Изобразительная деятельность,
  • Музыкальная деятельность,
  • Восприятие художественной литературы и фольклора
  • Мастерские детского творчества, выставки изобразительного искусства, вернисажи детского творчества, рассказы и беседы об искусстве, творческие проекты эстетического содержания, занятия в изостудии и др.
  • Слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально- ритмические движения, музыкальные игры и импровизации, инсценировки, драматизации, занятия в музыкальном зале, организация детского оркестра и др.
  • Обсуждение, разучивание и инсценирование произведений, игры- драматизации, театрализованные игры, детские спектакли и др.

 

Схема организации детской деятельности в режиме дня для детей 4-5 лет.

 

Время Режимный момент Примечания
Дома Подъем, утренние гигиенические процедуры Рекомендации родителям по поддержке положительного эмоционального состояния дошкольника
7.00 –8.00 Прием и осмотр детей, общение (в

том числе индивидуальное), игры,

утренняя гимнастика, общественно

полезный труд (в том числе

дежурство детей)

Игры малоподвижные

Элементы логоритмики и сопряженной гимнастики

Инд. работа по рекомендациям

8.00–8.20 Подготовка к завтраку
8.20–8.40 Завтрак
8.40-9.00 Самостоятельная деятельность

детей, подготовка к

непосредственно образовательной

деятельности (с привлечением

желающих детей)

Создание условий для ситуативной деятельности: рассматривание иллюстраций, классификация предметов и пр.
9.00-950 Непосредственно образовательная

деятельность (с учетом перерывов между занятиями)

НОД должна превышать  20 минут. В ходе НОД чередовать виды деятельности.
9.50–10.05 Самостоятельная деятельность

детей: игры, общение по интересам

(в том числе индивидуальное

общение педагога с детьми)

Создание условий для развития игр по плану (в том числе и регионального  компонента)
10.05-12..05 Подготовка к прогулке, прогулка,

возвращение с прогулки

Инд. и подгрупповая работа по развитию двигательных качеств
12.05-12.35 Подготовка к обеду, обед
12.35–13.00 Подготовка ко сну
13.00–15.00 Дневной сон
15.00–15.20 Постепенный подъем, гимнастика

пробуждения, воздушные, водные

процедуры

15.20–15.45 Подготовка к полднику, полдник
15.45–16.15 Совместная деятельность

взрослого с детьми

Реализация совместных проектов, взаимодействие со специалистами
16.15–17.15 Подготовка к прогулке, прогулка,

возвращение с прогулки

Мотивация детей и родителей на совместную деятельность
17.15-17.30 Уход детей домой

 

 

 

 

Разработала: Фомина Л. Н., зам. заведующего по ВМР по материалам   программы «Мир открытий» под. редакцией  Л. Г. Петерсон.

 


×